Гномы
Волшебная палочка подобна дирижерской. Е. Шварц. Золушка.
Посвящается Евгению Самойлову
Мне хотелось музыки и не хотелось.
Первое желание взяло верх. И вот я очутилась в концертном зале. Он был до боли знаком и неприятен. Неприятен чистотой воспоминаний о каких-то клеточках души, которых больше нет. Вся надежда была на музыку, знакомую и не очень, на состояние в музыке, когда ты летишь вместе с аккордами и умираешь вместе с ними, возрождаясь в мелодиях первых скрипок.
Большой полукруглый зал. Напоминает древнегреческий театр. Зажигаются огни. Сцена наполняется красками. Действо уже началось, хотя слышен только шелест бумаги и говор людей. Черные пятна застывают в светло-коричневом блеске инструментов и наполняют атмосферу строгостью и величием.
Звуки. Первые звуки, чистые и родные. Мои звуки. Так звучит мое отчаяние, настроенное на ноту ля.
Пауза тишины тянется вечно.
И вот появляется он. Гном. Смерив сцену огромными шагами, он поворачивается к нам лицом. Знакомьтесь, это музыкальный гном. Строгое, размытое, похожее на Грига, лицо. Седые волосы до плеч, почти кудри. Как и положено гному, с бородой. И вот мы видим уже только его спину. Его вообще больше нет. Ничего нет, кроме звука. И где-то есть покачивающиеся в такт тела и фраки, руки, смычки, но это уже там, где тебя нет. Потому что тебя больше нет. Но ты везде. Ты в струнах виолончелей и смычках контрабасов, ты в досках сцены и блеске глаз музыкантов.
Люди вокруг мучаются вопросом, хлопать или не хлопать, мучительно отсчитывая части произведений, шурша программками, исправно кашляя в перерывах между частями.
Я вижу, как морщится лицо гнома. В зале громко заплакал ребенок, заглушив проникновенную тему скрипок.
Нет, я не могу видеть его лица, он стоит ко мне спиной. Я с каждым годом вижу все хуже.
Зато я могу летать. И на лету заглянуть в старческие глаза, откуда на меня посмотрит упрямая вера в прекрасное, спрятанная далеко-далеко, в седых кудрях гнома.
И вот исчезает даже музыка.
Больше нет ничего, кроме вихря мыслей, которые не оставляют ни тени, ни следа. Нет и тишины, нет людей.
С грохотом аплодисментов ты снова возвращаешься в зал. Почему они хлопают? Из благодарности. Я тоже начинаю хлопать. Гном убегает. Звук аплодисментов опустошает его.
Аплодисменты отрезвляют. Я снова слышу и вижу.
Мне хочется музыку и не хочется.
Мне хочется чуда. Мне хочется взгляда понимания.
Я неподдельно люблю музыку. Наверное, мои предки были гномы.
Я заблудилась.